Обзор форума-выставки «Госзаказ. За честные закупки 2019»
3-5 апреля 2019 года в Москве, на территории ВДНХ (пав. №75), прошел XV юбилейный Форум-выставка «Госзаказ. За честные закупки 2019», считающийся самым крупным ежегодным мероприятием в области госзакупок.
Форум-выставка «Госзаказ» является открытой площадкой, предоставляющей возможность проведения переговоров между заказчиком и поставщиком в рамках ст. 38 ч.4 п. 6, 44 ФЗ (проведение переговоров на этапе формирования документации о закупке), возможность презентации товаров, работ, услуг для представителей бизнеса, продвижение и развитие идей, обучение, участие в круглых столах и дискуссиях, проходящих на пленарных заседаниях с первыми лицами страны и представителями регулирующих и контролирующих организаций (министерство финансов, казначейство, ФАС) и основных участников.
Посетителей Форума-выставки «Госзаказ. За честные закупки 2019» ждали обновленный дизайн стендов, первый выпуск сетевого журнала «Цифровые закупки», посвященного последним новостям и тенденциям в области госзакупок, а также мобильное приложение, позволяющее проще ориентироваться в программе выставки и участвовать в интерактивном голосовании.
С левой стороны от входа был представлен стенд Южной Кореи, анонсировавший свои товары и услуги для бизнеса, в частности – содействие в участии и адаптации российских организаций в госзакупках Кореи. Цель – привлечение поставщиков из России.
Основное пространство занимали постоянные участники мероприятия, среди которых – крупнейшие государственные заказчики: министерства транспорта, здравоохранения, культуры, образования, представители государственных учреждений регионов России (Москва и Московская обл., Санкт-Петербург, Пермь, Омск, Казань, Архангельск, Крым и др.), открытая площадка ОНФ.
Отдельно располагалась территория «Академии контрактных отношений» на 100 посадочных мест. Данная площадка из года в год является одной из самых востребованных среди посетителей, так как рассматриваемые темы направлены на анализ насущных проблем применения закона о контрактной системе при управлении закупочной деятельностью. Обязательно присутствуют регуляторы, контролеры, операторы: казначейство, ФАС, Минфин, а также ТЭП РТС.
Стоит отметить проявление интереса к российскому рынку госзакупок со стороны японских организаций. Так, состоялся визит на Форум директора «Японского центра по развитию торгово-экономических связей из Санкт-Петербурга» Акихико Сатаке. Привлекательность и ресурсная емкость отечественного рынка для японских организаций была раскрыта в том числе компанией Contract Solutions в рамках подготовки к Форуму. Было вынесено предложение об официальном приглашении японских представителей, и администрация Форума охотно поддержала эту идею.
Напомним, основа соответствующего взаимодействия между Россией и Японией была заложена в 2016 г. в Сочи при подписании предложенного премьер-министром Японии Синдзо Абэ президенту России В.В. Путину соглашения о развитии сотрудничества по следующим направлениям: градостроительство, медицина, туризм и стажировки, повышение эффективности бизнеса, IT-технологии.
В период технологического развития системы госзакупок России особый интерес у представителей Японии вызвали стенды и направления, связанные с IT-технологиями и способами их реализации. В частности, на площадке агрегатора «Березка» были проведены переговоры с представителями ГК «Ростех».
Обзор мероприятий Форума удобно разделить на открытые презентации и пленарные заседания. Презентации проходили в основном на первом этаже среди стендов и экспозиций. Здесь прошли такие мероприятия, как, например, подведение итогов конкурсов «Лучший поставщик», «Лучший журналист», награждение активистов ОНФ, презентации участниками своих «бизнес-портфелей» на выставочных стендах (электронные площадки, банки, казначейство, ФАС, поставщики товаров, работ, услуг).
По традиции, каждый год на первом этаже в конце зала эффектно возвышается экспозиция Алтайского края в виде пятиметровой пирамиды, выстроенной из производимой регионом продукции.
На втором этаже проходили пленарные заседания с участием основных представителей и участников контрактной системы: заместителя министра финансов А.М. Лаврова, заместителя руководителя Федерального казначейства А.Т. Катамадзе, заместителя руководителя ФАС М.Я. Евраева, начальника Управления контроля размещения госзаказа ФАС А.Ю. Лобова. Среди заказчиков можно отметить присутствие топ-менеджмента ФДА «Росавтодор», ГК «Росатом», ПАО «Россети», общественных организаций «Опора России» и ОНФ, заместителя председателя коллегии ВПК РФ, члена Центрального совета Союза машиностроителей России О.И. Бочкарева. Для открытых дискуссий были приглашены крупные отраслевые поставщики с целью обсуждения приоритетных направлений развития системы государственных закупок и анализа скрытых проблем в той или иной отрасли.
Основные темы пленарных заседаний:
- создание цифрового пространства в сфере государственного заказа;
- пересмотр многоэтапной системы закупок – её упрощение;
- увеличение круга поставщиков;
- снижение административной нагрузки на заказчика;
- создание реестра добросовестных поставщиков;
- предупреждение появления картелей;
- профилактика административных правонарушений;
- развитие института экспертизы результатов исполнения контрактов;
- ускорение цифровизации закупок;
- выполнение майских указов Президента РФ В.В. Путина;
- внесение изменений в закон о контрактной системе;
- подведение итогов деятельности системы госзакупок (статистика);
- представление нововведений и предложений.
Основные обсуждения разделились на две части: конкретные изменения системы госзакупок и имеющиеся отраслевые проблемы.
Одной из существующих проблем при проведении закупки называется «нехватка времени» у заказчика на качественную подготовку к закупке. Скорее всего, правильнее говорить о «следствии нехватки времени», так как коренные причины возникновения проблем кроются в организационных процессах структуры и выбранных подходах к выполнению работ, а не во внешних факторах (требованиях федерального закона).
По единому мнению регуляторов, причиной «нехватки времени» является растянутость сроков при проведении процедур. В числе предложений – сокращение сроков проведения закупочных процедур с 15 до 7 дней на контракты до 50 млн руб., а также на контракты по строительству до 500 млн рублей.
По мнению заказчиков, основные проблемы – это нехватка ресурсов (время, деньги, люди) и несовершенство закона. В выводах исследования, проводимого компанией Contract Solutions на протяжении трех лет среди 600 заказчиков, раскрываются следующие причины проблем: низкий уровень организации процесса выполнения работ среди заказчиков, где 80% времени специалисты тратят на «потери» (исправление ошибок, ожидание согласования и подписания документации, переделывание работ, лишние передвижения по кабинетам, ненадлежащее применение приобретенных IT-технологий), дублирование рабочей информации, отсутствие вовлеченности специалистов в процесс выполнения работ, отстаивание личных приоритетов и задач, идущих вразрез с потребностями организации, отсутствие понимания между главой организации и подчиненными. Следствие вышесказанному – неудовлетворенность результатами закупок в 70%.
Компания представила на Форуме результаты анализа по следующим областям: организация закупок, автоматизация процессов, генетические особенности работоспособности человека.
Из выступлений спикеров
Заместитель министра финансов А.М. Лавров:
Появилась концепция по развитию контрактной системы – это раздел, утвержденный правительством: «Концепция по повышению эффективности бюджетных расходов до 2024 года».
Подготовлен законопроект, в котором все присутствующие регуляторы здесь едины, все поправки – результат совместной работы. Новации: предлагаем отказаться от 10-дневного размещения плана-графика после внесения в него изменений. При контрактации строек отказаться от рассмотрения первых частей заявок, просто выражать согласие с проектной документацией путем подписи, что также облегчит доступ к процедурам для поставщиков. Уменьшить порог короткого аукциона с 15 до 7 дней и 50 млн руб., а стройки – до 500 млн руб., с проверкой наличия опыта перед допуском участника.
Также предлагаем отказ от аванса в случае снижения цены более чем на 25%. Внесение изменений в заключенные контракты на строительства в пределах 30% срока или объема работ при возникновении непредвиденных обстоятельств (в том числе включая недостатки проектной документации) вместо прекращения реализации контракта, с возможностью продления сроков разрешить его реализацию.
Возможность внести правило «Второй не лишний»: участник, занявший второе место, может приступить к реализации контракта при условии надлежащего проведения расторжения контракта с «победителем-исполнителем». Возможность заказчикам продлевать контракты с единственным поставщиком в сфере естественных монополий, отказаться от предоставления отчетов о реализации контрактов.
Планируется ввести слияние планов закупок и планов-графиков в упрощенном формате, не за год, а за три месяца до начала процедур. Изменить подход к нормированию. Автоматизировать закупки путем введения типовых форм документации. Сделать банки субъектами контроля, ввести многократные банковские гарантии.
В 2019 году планируется завершить формирование каталога по основной закупаемой продукции.
Заместитель руководителя ФАС М.Я. Евраев:
Предлагается существенное изменение правил.
Стоит задача – унифицировать контроль. Возлагаем надежды на казначейство, чтобы жалобы и уведомления подавались через ЕИС, ввести дистанционное рассмотрение жалоб, возможность видеть в ЕИС всю официальную переписку в электронном виде.
Задача – максимально упростить и сделать современной систему госзакупок. Предполагается согласие со стороны участника при подаче первых частей заявки по строительству, чтобы данное нововведение пришло и в другие направления с определенными оговорками ввиду особенностей закупаемых товаров, работ, услуг.
Предлагаем реализовать завершение срока подачи заявки онлайн, чтобы любой зарегистрированный в системе мог подать предложение с автоматической блокировкой обеспечения, что позволит избежать торговли информацией и формирования сговоров с использованием административного ресурса.
Ввести быстрые процедуры – оформление в течение одного дня. Ввести дополнительно пред-квалификацию на крупные и средние торги (помимо строительной сферы). Ввести понятия «добросовестный поставщик», «национальный автоматический рейтинг» и предусмотреть преференции для поставщиков с высоким рейтингом. Обеспечить возможность обжалования со стороны поставщика при одностороннем расторжении контракта.
Аудитор Счетной палаты Российской Федерации М.С. Рохмистров:
Госзакупки – это более 30% ВВП страны. К сравнению: уровень конкуренции на marketplace (OZON, eBay) на 1 закупку составляет несколько тысяч участников. В госзакупках же, в рамках 44 ФЗ, на сегодня конкуренция такова: около трех заявок на один лот по всей стране. По 223 ФЗ конкуренция отсутствует.
Бизнес не идет в госзакупки, при 4,5 млн зарегистрированных предпринимателей личных кабинетов в ЕИС – 74 тыс., участников – 150 тысяч. Отсюда низкая конкуренция, сговоры. Сделать систему привлекательной, чтобы в госзакупки захотел прийти бизнес, – это задача номер один, а не защита от недобросовестных чиновников. Нужно делать систему комфортной для бизнеса. Государство – это покупатель, у которого покупательская способность растет год от года, это огромный потенциал. Соответственно, главная задача системы госзакупок – создание дружелюбного интерфейса для добросовестных поставщиков.
На поддержание системы тратится примерно 2 млрд рублей в год, система издержек для поставщиков растет. Таким образом, вторая задача – снизить издержки как государства, так и поставщиков, повысить уровень конкуренции, упростить процедуры. В идеале – прийти к проведению процедуры нажатием одной кнопки с телефона по примеру азиатских стран. Успешные в этом смысле регионы уже есть: например, Москва, Татарстан.
Заместитель руководителя Федерального казначейства А.Т. Катамадзе:
Казначейство не только является оператором, но и осуществляет контроль в сфере закупок – контроль НМЦК, нормирования и исполнения контрактов.
Как развивать идеи в части сокращения сроков проведения аукционов, объединения плана-графика с планом закупок и так далее? Мы видим развитие в сторону ухода от двух документов по планированию, отказа от излишнего регулирования сроков. Возможны замена подачи заявок на согласие, создание единого реестра участников закупок с базой документов, имеющих отношение к допуску по вторым частям (СРО, лицензии, учредительские документы).
С 1 июля начнет работать сервис электронного актирования: посредством личного кабинета можно будет подписывать акты выполненных работ.
Нужно переходить на принцип биржевой торговли, идти в ногу со временем. Нам представляется, что одним из ключевых направлений должно стать не объявление процедуры, а выбор с полки ТРУ, которые поставщик положит заблаговременно. Должна состояться интеграция с биржами, электронными магазинами, чтобы можно было отбирать не поставщика, а товар.
Из числа сложностей у заказчика можно назвать проблему с формированием базы цен. Существуют проблемы работы с системой и инцидентами, запускается система работы с уходом от звонков для обслуживания: консультантам просто невозможно справиться с объемом в 2 млн пользователей. Возможное решение – автоматический сбор в личном кабинете всей необходимой телеметрии и передача в службу инцидентов казначейства, а пользователь будет видеть состояние разбора инцидентов и оценивать работу.
Наконец, в рамках 223 ФЗ есть необходимость обсудить вопросы защиты прав предпринимателей и осуществления типовых закупок.
аместитель председателя коллегии ВПК РФ, член Центрального совета Союза машиностроителей России О.И. Бочкарев:
Должна действовать региональная политика – есть необходимость обеспечения загрузки заводов. Губернаторам стоит подумать, каким образом обеспечить загрузку заводов для производства отечественной продукции.
Президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» А.С. Калинин:
Нужно предусмотреть возможность факторинга в рамках ГОЗ 275 ФЗ. Победитель торгов не рассчитывается с субподрядчиками. Нужно предусмотреть процедуры, дающие возможность поставщикам второй руки воспользоваться факторингом через банки или казначейство. 60% субъектов МСП считают, что их конкуренты – это крупный бизнес.
Вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Е.Н. Дыбова:
Итоги цифровизации МСП за 2018 год по 223 ФЗ таковы: 95% – неконкурентные закупки, 35% – закупка у единственного поставщика. По 44 ФЗ: закупка у единственного поставщика – 52%. по 223 ФЗ число заявок сократилось с 1,6% до 1,2%. Рентабельность стремится к нулю. «Идем в госзакупки, потому что нет других рынков. Если бы появились другие рынки, ушли бы из госзакупок, сразу избежав обременений, связанных с участием в торгах», – так говорит малый бизнес.
Если есть специалист по 44 ФЗ, то участие в торгах особых проблем не вызывает. По 223 ФЗ вопросов больше: цифровизация приводит к большему объему прикрепляемых документов и усложнению, ценовой критерий приводит к демпингу. Необходимо вводить обязательную экспертизу, учитывающую качество услуг, работ или товаров.
Когда говорят, что по национальному проекту объем закупок у МСП к 2024 году следует довести до 5 трлн рублей, нужно понимать, что данной цифры будет тяжело достичь, пока не появится несколько базовых условий. Привести на торги производственный бизнес – это не торговля. Невозможно развивать производства под годовые контракты, пока не будет специальных условий кредитования. Бизнес не готов брать кредиты, закупать оборудование, учить персонал, не имея 100% гарантий на победу в конкурсе. А раз 100% гарантий нет, тогда как эти 5 трлн придут к малому бизнесу? С одной стороны, мы имеем цель, а с другой для ее достижения пока нет никаких базовых условий.
Почему сейчас, в эпоху цифровизации, мне надо доказывать, что я – добросовестный поставщик? Почему от меня требуют положить на обеспечение деньги: «вдруг вы контракт не исполните»? Если я 20 лет плачу налоги, скорее, наоборот, государство или заказчик мне должны дать денег и сказать: ты давно производишь – сделай. Тот бизнес, который выстроили электронные площадки, помогает в участии, но эти площадки очень легко забирают деньги из реального сектора экономики. Как бы нас ни убеждали, что у них сложный бизнес, производить – еще тяжелее. Деньги должны прийти в бизнес: должен упроститься процесс подачи заявки, заполнения документации. Должно быть взаимовыгодное взаимодействие всех сторон.
Начальник Управления по контролю за государственными и муниципальными информационными системами ФАС России В.А. Горбунов:
Цель – обеспечить недискриминационный доступ к государственным информационным ресурсам. Во многих системах информация предоставляется лишь отдельным хозяйствующим субъектам. Первое, что надо сделать: разобраться в закупках ГОЗ с гостайной, многие поставщики просто не могут выйти на подобные процедуры. Одно из направлений развития – создание аналитической системы в ГОЗ, которая будет анализировать цены в гражданской сфере, учитывать товары, которые будут поставляться на рынок гособоронзаказа, и развивать конкуренцию через электронные торги АСТ ГОЗ.
Нужен независимый регистратор, бесплатная информационная система. Надо помогать предпринимателям защищать свои права в ФАС, чтобы ФАС могла бы принять объективное решение со ссылкой на информацию регистратора о сбоях системы, блокировке обеспечения и так далее. Если действия не зарегистрированы в независимом регистраторе, другие формы приниматься не будут в связи с возможностью подделки.
Анализ
Давайте представим, что произойдет, если ситуация будет развиваться в соответствии с пожеланиями регуляторов и контролеров. Работающие автоматизированные блоки качественно взаимоувязаны с ЕИС, присутствуют актуальные стандартизированные формы и необходимая информация.
Возникает вопрос: каким образом будет реализована технология поддержки поставщика? Стоит напомнить, что имеющиеся ограничения для большинства поставщиков являются не только барьерами, но и определенной ступенькой роста для бизнеса. Принято считать, что госзакупки – рынок для компаний, которые в состоянии выдержать долгосрочную конкуренцию при более высоком, нежели на коммерческом рынке, уровне сервиса – по причине более жестких требований и санкций. Сложности подготовки документации и необходимость привлечения ресурсов для исполнения контракта избавляют систему от большого количества дилетантов. Идя по пути открытости и популяризации системы госзакупок, необходимо понимать и специфику российского предпринимательства, где отсутствие навыка управленческого, финансового, операционного планирования является «ахиллесовой пятой» не только у начинающих предпринимателей, но и у лидирующих компаний.
Конкурентоспособная компания в состоянии произвести анализ рынка на предмет возможностей и рисков по интересующему направлению, определить свое ключевое преимущество, будь то цена или качество товара, технологии, скорость реакции, умение выстраивать процесс прогнозирования… Один из значимых показателей – способность организовать эффективную структуру, будь она стационарно-инсорсинговой либо моно-аутсорсинговой. Именно эти критерии определяют успех на рынке госзакупок, а не доступность к рынку.
В современных реалиях при сокращении сроков необходимо готовить поддерживающую платформу для поставщика. Если организации не успевают подготовиться за 20 дней, успеет ли поставщик в сокращенный промежуток 7 дней собрать, проанализировать, разместить информацию и подготовиться к процедуре? С другой стороны, каково будет качество ТЗ? Если система не обеспечит требуемых параметров в соответствии с рынком, доступ по согласию будет открыт для всех поставщиков, следовательно, и разбирательства по расторжению контрактов увеличится в разы.
Также необходимо понимать, что база поставщиков должна оперативно обновляться, иначе результаты будут прежними: либо все та же скрытая закупка у единственного поставщика, либо поставка товаров, работ, услуг из «каменного века» – с устаревшими характеристиками.
Одно из возможных решений – самостоятельное овладение заказчиком инструментов анализа рынка. Вопрос – в пересмотре должностных обязанностей контрактного служащего и оценке выполнения работы и ее стоимости (оплаты).
Кроме того, имеющиеся аналитические системы по сбору и классификации информации не способны произвести анализ трудовой деятельности отдельной организации и оценку деятельности специалистов. Предоставляемые статистические цифры и показатели определяют лишь поверхностное состояния и «проблемы».
Сегодняшняя система государственного заказа – это замкнутая система. Конкурентные преимущества в такой системе – личные симпатии и коммуникативные способности. Складывается впечатление, что регуляторы плохо понимают, о каких перспективах говорят и в каком положении будут находиться система и участники после внедрения инноваций.
Взять хотя бы «проведение процедуры нажатием одной кнопки с телефона». В мире не существует ни одной управленческой модели (а система закупок – это торгово-экономическая модель управления), которую возможно было бы скопировать без потерь с одной национальной почвы на другую. Чтобы система работала «по примеру азиатских стран», нам необходимо либо жить в Азии, либо стать азиатами. Есть два пути: «франшиза» с возможностью построения модели и привлечением иностранных специалистов (маловероятный сюжет) – и создание своей системы на основе данных, полученных путем диагностирования с выявлением коренных проблем, а не сбора статистики и формирования выводов по ним.
Большая часть вопросов находится в сфере кадровой политики. Наличие узких мест в системе демонстрирует проблемы в части обучения и передачи опыта на рабочих местах. Знания передаются теоретическим путем в образовательных заведениях, сами же заказчики не имеют время на обучение. Смещение акцентов в сторону цифровизации без должного поддержания образовательных программ, без управления механизмами передачи опыта, без обязательного вовлечения в процесс сотрудников организации на местах приводит к ситуации, напоминающей вычерпывание воды из дырявой лодки, когда, совершенствуя и автоматизируя ковшик, лодочник не обращает никакого внимания на истинную причину бедствия – дыру.
Отличительной чертой Форума, которую можно отметить на фоне технологических цифровых новаций, является присутствие блока «Человек» в формате «Психология». Отдельная экспозиция представителей Федерального института медиации раскрывала тонкости, значение и пользу применения медиации при спорах между заказчиками и поставщиками на этапе исполнения и расторжения контракта. Демонстрировались общие положения и возможные варианты выхода из конфликтных, спорных ситуаций, когда в судебных разбирательствах достигается точка невозврата и речь идет об упущенной выгоде – как для заказчика, так и для поставщика. При этом отношение спикеров, регуляторов и контролеров к данному направлению и инструменту управления можно мягко описать как «саркастичное».
Звучавший с трибуны посыл о наличии единого понимания системы госзакупок, которую необходимо «не менять, а улучшать», вызывает не меньше вопросов. Как можно что-то улучшить, не поменяв? Путаница в терминологии, когда «экспериментальный подход» сегодняшних регуляторов и контролеров заменяется термином «улучшение», создает временную иллюзию позитивного развития и только отводит внимание от коренных проблем.
Традиционно (уже в третий раз) организаторы Форума приглашают для выступления на открытой площадке компанию Contract Solutions – поделится результатами проводимого исследования по изучению и анализу работы государственного и муниципального заказчика при осуществлении закупочной деятельности.
Так, в 2017 году подробно анализировалась ситуация организации процессной модели заказчика по теме «Механизмы бережливого производства в Госзакупках». Было выявлено, что в основе большинства проблем при проведении закупок объясняются неотлаженными процессами, вследствие чего появляются потери, растраты, отрицательно влияющие на результаты закупочной деятельности государственных (муниципальных) организаций.
В 2018 году на фоне массовой цифровизации исследование было посвящено разбору положения автоматизации закупочной деятельности заказчика и анализу сопряженных проблем: «Применение механизмов бережливого производства с информационными системами управления в Госзакупках». Выводы можно сформулировать так: если автоматизировать бардак, будет автоматизированный бардак. Имеющиеся процессные потери-проблемы при применении IT-технологий видоизменяют форму, лишь усложняя сам процесс, без должного диагностирования способа выполнения работ. Информационные системы направляются на ускорение процесса, сбор и предоставление информации для принятия решения лицом, имеющим необходимые компетенции. Надеяться же на консультантов и IT-систему без погружения в процесс улучшений самого пользователя (заказчика) было бы ошибкой.
В 2019 году как логическое продолжение одного из ключевых элементов системы госзакупок в разрезе темы «Человек: роль и функции» было подробно проанализировано направление работы контрактного служащего при организации закупочных процедур: «Взаимосвязь эффективности закупочной деятельности и личностных особенностей специалистов».
Были рассмотрены значение и влияние личностных генетических характеристик человека при выполнении работ, психических функций модели К.Г. Юнга (логика, этика, интуиция, сенсорика), предрасположенности и работоспособности (ресурсоемкости) специалиста при выполнении должностных обязанностей: подготовки ТЗ, анализа рынка, проведения совещаний, принятии решений в стрессовых ситуациях. Результатом исследования в данном направлении является понимание того, что несмотря ни на какие технологии разрабатывать, обслуживать и использовать процессы будет – человек. Проведен разбор следующих тем: «Организация процессов закупки», «Автоматизация закупочной деятельности», «Роль и место человека в закупках», «Влияние культуры выполнения работ при внедрении технологии», «Адаптация понятийного аппарата при организации улучшений», «Рассмотрение причины феномена сопротивления изменениям сотрудников».
Линия разрыва между регуляторами и пользователями системы госзакупок прослеживалась и на площадке «Академии контрактных отношений», где приглашенными экспертами подробно рассматривались насущные проблемы применения закона и формы управления закупками. Анализ положений закона в частных случаях был далек от цифровой экономики. Насущные вопросы (как закупить бумагу, как считать объем закупки – в пачках или в листах) интересовали государственных и муниципальных заказчиков больше, чем погоня за цифровым будущим и массовой роботизацией.
Однако в целом прошедшее мероприятие показалось достаточно продуктивным. Об этом свидетельствуют и проявление интереса к российскому рынку госзакупок со стороны иностранных коллег, и наличие площадки по изучению закона о контрактной системе, где на протяжении трех дней можно было повысить уровень грамотности в закупках. Переговорные зоны предлагали пространство для прямого контакта участников Форума с представителями системы госзакупок. Наличие площадки «бенчмарк (benchmark)», где регионы делились лучшими своими наработками, в целом произвело благоприятное впечатление.
Форум оставляет надежду на возможность настройки существующих элементов системы до приемлемого состояния, на последующее развитие системы в формате исправно работающей модели, на надлежащую реализацию пилотных проектов по цифровизации государственных структур не только на бумаге.
Однако настораживает отсутствие связи финансовых показателей и качественных характеристик по внедрению систем улучшений, автоматизации и законодательной модернизации. С момента применения инноваций уровень оптимизации бюджетных средств в 2018 г. составил 5%, что не соответствует заявлениям регуляторов. По этой причине приводимые примеры внедрения улучшений носят более описательный характер, без погружения в конкретику реализации.
Обширный объем требуемых работ по развитию системы госзукупок на сегодня скорее не пугает, а вызывает интерес, каким образом будет реализовываться выбранный стратегический подход, какие итоги можно будет прочувствовать в ближайшее время, чтобы оценить, насколько реальные дела будут соответствовать заявленной целевой планке.
Автор: Павел Филей, директор по развитию Contract Solutions